Форум » Культура » Православие и фэнтази » Ответить

Православие и фэнтази

Markuza: Мне было бы интересно узнать, как с точки зрения православия расцениваются книги в жанре фэнтази. Ведь с одной стороны, это просто сказки, но с другой, во многих романах писателями создаются альтернативные вселенные со своими богами, верованиями и так далее. Выскажите своё мнение, пожалуйста.

Ответов - 248, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Markuza: Виктор Гость Ты читала хроники Нарнии? (точнее о падении Нарнии) Нет сами хроники Нарнии не читала, но зато читала литературоведческие статьи по ним, вот так вот у меня получилось. Иногда у меня с литературой странные отношения возникают. То есть сюжет я знаю. Ещё я читала биографию Толкиена, так они с Льюисом ведь друзьями были, и про Нарнию там тоже рассказано. Вообще ВК и Хроники – два аллегорических взгляда на христианские ценности, со стороны двух людей которые очень близко общались. И в этом плане тоже весьма интересно их сравнивать.

Кермит: Markuza пишет: Нет, Только статьи-лекции Вам что не читали теорию, что ВК это описание противостояния Запада (США+Европа) и Востока (СССР+афроарабия?) ????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Э...простите... как же жить-то тогда? Это ж ведь... так сказать ... основополагающее... Мля???!! Ну ладно... тогда ограничимся приколами... "боевой клич эльфов: -А Элберет, Ядрена Вошь!" "Идет по Берлину Штирлиц. Ему навстречу едут люди на мотоциклах. "рокеры" подумал Штирлиц , доставая откуда-то дубину непонятной формы. "толкиенист" - подумали эсэсовцы." "Вы знаете почему в России путч произошел? -Да просто толпа пьяных толкиенистов перепутала Белый Дом с Барад -Дуром" "Битва у ворот Мораннона. Крик "Орлы летят!" Одновременно появляются орлы и признаки разрушения Барад Дура. Гэндальф - Гваихиру.: -Где тебя носило, ворона тормозная?!?!!?! Он таки уничтожил Кольцо!!"

Markuza: Кермит пишет: Вам что не читали теорию, что ВК это описание противостояния Запада (США+Европа) и Востока (СССР+афроарабия?) ????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Э...простите... как же жить-то тогда? Это ж ведь... так сказать ... основополагающее... Мля???!! Да нам вообще никто ничего не читает. Что поделать… Так что только то что сама найду. Про противостояние Востока и Запада я слышала конечно, но конкретной литературоведческой статьи не попадалось. А под лекциями я имела ввиду именно лекции самого Профессора.


Кермит: Markuza пишет: но конкретной литературоведческой статьи не попадалось Таки зачем Вам официоз? Прикиньте все сами и будет Вам Щастье! Рассмотреть с точки зрения именно такой - весьма интересно. причем конечно мы не можем знать, ЧТО было в голове у Профессора в тот момент - но почесать языки - почему нет?

Markuza: Кермит пишет: Рассмотреть с точки зрения именно такой - весьма интересно. причем конечно мы не можем знать, ЧТО было в голове у Профессора в тот момент - но почесать языки - почему нет? Ну если припомнить, я слышала что например Шир а списан с Великобритании, с какого-то местечка где Профессор провёл своё детство, Мордор – примерно широта Болгарии. Нет точно надо поискать, где-то было про географию! Но в целом понятно конечно, что Толкиен как человек запада, писавший своё произведение в эпоху существования СССР, не мог не отразить существующей напряженности.

Кермит: Markuza пишет: писавший своё произведение в эпоху существования СССР, не мог не отразить существующей напряженности. Шир это символ вот той местечковой Британии времен ВМВ (кстати неслабо надравшей попу немцам в ВМВ?) . Эльфы - это США и собирательный образ Заокеанцев (кстати не только США - я не соглашусь - это собирательный образ Тех кто Был Пассажирами в Один Конец в трансатлантических рейсах) И так далее. Это громадный пласт - ну извините я мало видел другие сказки НАСТОЛЬКО захватившие людей.

Markuza: Кермит пишет: это собирательный образ Тех кто Был Пассажирами в Один Конец в трансатлантических рейсах А ведь действительно… Об этом я и не думала. Это громадный пласт - ну извините я мало видел другие сказки НАСТОЛЬКО захватившие людей. Точно. Гарри Поттер на подобное не тянет.

Виктор Гость: Кермит пишет: Вам что не читали теорию, что ВК это описание противостояния Запада (США+Европа) и Востока (СССР+афроарабия?) ????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Э...простите... как же жить-то тогда? Это ж ведь... так сказать ... основополагающее... Мля???!! Эээ... у вас ссылочки не найдётся. Мог бы сам поискать но думаю Вы лучше знаете. Интересно было бы почитать. Наверняка опять пустые измышления, но...

Кермит: Markuza пишет: Точно. Гарри Поттер на подобное не тянет. А Гарри Поттер - это всего навсего книга о обучении в английских школах и подростковых отношениях. И когда некоторые начинают разбираться есть ли там черная магия или где там вера в Бога - меня смех душит. Ну давайте еще Бога в русских народных сказках поищем.

Кермит: Виктор Гость пишет: Эээ... у вас ссылочки не найдётся Вы знаете, нет - это было давно, в Лондоне , на английском и в печатном виде. Но давайте попробую поискать в Сети... Виктор - если честно ничего толкового с налету не попалось. Вообще-то сам Толкиен отрицал какую - либо политику и ассоциации в своем произведении. Но уж больно аналогии круто просматриваются.

Markuza: Виктор Гость Вот я нашла у меня ещё сохранилась статья, правда это про фильм и писал явно не литературовед... ЗАПАД ОПОЛЧИЛСЯ НА ВОСТОК Триумф третьего "Властелина колец" покажется в этот раз наиболее адекватным. Тем более что третий "Властелин" стал вторым в истории фильмом, который (вслед за "Титаником" и аккурат на этой неделе) преодолел отметку в $1 млрд кассовых сборов. Проблема, однако, в том, что "Властелин", осознанно или нет, демонстрирует агрессивную реакцию Запада на угрозу с Востока. Это надо наконец понять. Придуманное Толкиеном выражение "тьма с Востока" стало крылатым не так давно. Долгое время трилогия "Властелин колец" интересовала лишь оголтелых толкиенистов, прыгающих с картонными мечами в Нескучном саду, знающих по именам добрую сотню персонажей весьма заунывной саги и умеющих к месту употреблять красивые слова "Ривенделл" и "Мория". Однако созданный Питером Джексоном голливудский блокбастер популяризовал и саму книгу, и заложенные в ней геополитические идеи. Надо признать, что классические - довольно зловещие - признаки противостояния Добра, олицетворяемого Северо-Западом, и Зла, олицетворяемого Юго-Востоком, в романе/фильме "Властелин колец" с каждым годом становятся все более актуальными. Еще недавно западно-восточная подоплека "Властелина" казалась подспудной, второплановой и почти полностью растворялась в нагромождении сюжетных линий, людей, коней, хоббитов, гномов и эльфов. И вдруг проступила настолько недвусмысленно, насколько это вообще возможно в полудетской (пусть и суперкрупнобюджетной) сказке-фэнтези. Причем если в первых двух частях картины перемещения героев по горам и долам Средиземья в направлении страны зла Мордор являлись чисто географическими и не имели отчетливого идейно-политического смысла, то в третьей части он проступил с такой определенностью, что киноакадемики, выдвинувшие фильм на 11 "Оскаров", просто не могли этого не заметить. "Дадим достойный отпор врагу, люди Запада!" - патетически восклицает гарцующий на коне Арагорн, бросая войска людей (белокурых светлокожих воинов, более всего ассоциирующихся в сознании зрителей с викингами - не говорим уж "арийцами") на орды разношерстной нечисти. Надобно заметить, против отважных всадников выступают не только орки (которых давно трактовали как "нецивилизованную, третьестранную нелюдь"), тролли и гоблины. В армию могущественного злого властителя Саурона затесались и люди (в книге они назывались "свирепые южане"), выглядящие весьма красноречиво: они одеты в черные одежды вполне узнаваемого покроя, смуглы, черноглазы; их головы украшают тюрбаны, а нижние половины лиц закрыты - это классические мусульманские экстремисты. Когда же гигантский тролль кидает в белую башню Гондора обломок скалы - удивительной красоты сооружение рушится, в точности повторяя падение одной из башен-близнецов в Нью-Йорке: вначале огненный взрыв разносит среднюю часть здания, затем обрушивается верхушка, и только потом вся башня оседает и рассыпается в пыль. С юга же "к нашим" подбираются по воде корабли противника. В лучах заката они выглядят невероятно живописно: точь-в-точь китайские джонки. Тех, кто плывет на джонках, нам не показывают, но в сражение с этими врагами позволяют вступить союзническому войску призраков: хоть они зеленые, прозрачные, а вместо лиц у них черепа, но они тоже когда-то были белокурыми и тонконосыми - и в голову не приходит в этом усомниться. Вообще все, что касается союзников, продумано до мелочей. Объединенные силы людей и еще более прекрасных эльфов (у которых и волосы побелее, и оружие помощнее) - это, несомненно, силы Европы и США. Развеселые хоббиты-полурослики, которые могут и набедокурить, и что-нибудь своровать, но в решающий момент осознают свой долг перед Западом и грудью встают на его защиту - это страны Восточной Европы. Гномы с их хитроумной плутоватостью, тягой к возвышенному мифотворчеству и строительству каменных дворцов - наверное, греки, из шинелей которых мы все некогда вышли. Даже гигантские деревья-онты выглядят вполне цивилизованно, хотя в фильме скорее похожи на некое одушевленное биологическое оружие - в книге они были куда одухотвореннее и романтичнее. А вот представители сказочного "лесного народа" - маленькие полуголые дикари под предводительством своего царька Ган-бури-Гана (оказавшие, кстати, в книге большую услугу воинам Арагорна) - в фильме оказались лишними. Эпизоды с ними либо были сняты, но вырезаны при монтаже, либо их лишь намеревались снять (на американских киносайтах можно найти имя актера, якобы исполняющего роль Ган-бури-Гана). В любом случае, в экранном варианте их не оказалось. Действительно, зачем людям Запада в своих военных действиях прибегать к помощи каких-то пигмеев с копьями и барабанами? И даже если эти дикари на "нашей" стороне, то как их классифицировать? Возможно, именно по этой причине из окончательного варианта картины и выпал эпизод с гибелью злого колдуна Сарумана (это выпадение Сарумана - тема продолжающихся дискуссий в западных кино-СМИ. - "Известия"). Почтенный седовласый старец (в исполнении почтенного английского актера Кристофера Ли), перешедший на сторону врага, а позже заколотый, как собака, являл собой не самый хороший пример для европейско-российского подражания. Безотчетный порыв, в котором сплотились все хорошие персонажи европеоидной расы, блестя глазами и сжимая в длиннопалых руках сверкающие мечи, - суть соцреалистический пропагандистский ход, и портить общую картину единения патриотов присутствием провосточного предателя было несвоевременно. Что же касается малышей-хоббитов, то в книге они после победы над Черным властелином возвращались - к своему ужасу - в разрушенную и опоганенную Хоббитанию, до которой тоже добралась война. Многие их друзья погибли, дома были разграблены, поля сожжены. Четверым героям пришлось приложить немало сил, чтобы выставить из родных осин всякую нечисть и восстановить там нормальную жизнь. Но в Америке подобной разрухи не было уже 140 лет (со времен Гражданской войны), а в Европе - почти 60. Актуально ли напоминать? И кинохоббиты, вернувшись в свои нетронутые чистенькие домики, сразу же направляются в паб, где веселятся ничего не знающие о далеких битвах человечки, пиво льется рекой, и пляшут румяные девочки. Да и сами герои, через мгновение забыв о пережитом и не рефлексируя (чего не было и не могло быть в романе!), немедленно выпивают по кружке и, полные здорового оптимизма и веры в будущее, пускаются в пляс с хоббитянками. Картина выдвинута на премию "Оскар" в том числе и за лучшую песню, которая называется Into the West. Жирная точка.

Markuza: Виктор Гость Из более качественного я бы посоветовала вот эту книгу (автор Майкл Уайт). Там очень хорошо описано о жизни Профессора и об образах его творчества. Например в детстве писателя укусил тарантул, который потом в ВК воплотился в паучиху Шелоб.

Кермит: Markuza пишет: Например в детстве писателя укусил тарантул, который потом в ВК воплотился в паучиху Шелоб. А там кстати написано про то как Профессор ненавидел танки и вообще военное железо и это перешло на образ Сарумана с его "железяками" в Изенгарде? Тоже еще - ассоциации человеческие...

Markuza: Кермит пишет: А там кстати написано про то как Профессор ненавидел танки и вообще военное железо и это перешло на образ Сарумана с его "железяками" в Изенгарде? О, нет такого там не было! Да мы тут всеобщими усилиями такой литературоведческий анализ проведём, лучше всяких критиков!

Markuza: Кермит пишет: Тоже еще - ассоциации человеческие... Мне всегда было интересно, о чём думают авторы, когда пишут книгу, ведь иногда бывает деталь чуть заметная при беглом взгляде, а за ней может быть скрыта масса всего. А бывает и наоборот, болела с утра голова у человек, вот он на героев то всех собак и спустил. И литературоведы всё копаю копают, а кто знает, может на самом деле писатель совсем иной смысл закладывал.

Кермит: Markuza пишет: А бывает и наоборот, болела с утра голова у человек, вот он на героев то всех собак и спустил. И литературоведы всё копаю копают, а кто знает, может на самом деле писатель совсем иной смысл закладывал. Ага - мне всегда было интересно на тематических экскурсиях в Третьяковке или типа того - слушать изыски экскурсоводов и ХХХ-ведов на тему "Что хотел сказать создатель данной вещи вот тем мазком(словом, эпизодом, героем, символом)?". И зараз думал: " Интересно, а если он просто вот смотрел на муху и она ему понравилась, и он ее просто вот тупо влепил в картину- ну вот просто по-человечески? И никакой это не символ Ангела-Дьявола, а просто муха на раме утром под солнцем..."

Кермит: Markuza пишет: О, нет такого там не было! Да мы тут всеобщими усилиями такой литературоведческий анализ проведём, лучше всяких критиков! Вне сомнений. А про танки - я читал, что Профессор очень сильно не любил военное железо. Считал, что с рождением "железных монстров" потерялась "романтика войны" (хотя где он ее нашел? Какая нафиг в войне - романтика? Кровь, грязь и дерьмо.) И Саруман у него именно как отрицательный персонаж гремел железками в Изенгарде и был повержен "благородным воинством чистой природы". Хехе, а вот еще прикол: "Один древний гномий царь продул однажды все свои богатства эсгаротцам в "очко". пришлось бедняге с семьей в горные пещеры жить перебираться. И в назидание потомкам написал он над входом: "Эребор". Никто так и не понял, а у него просто на заглавную букву "П" краски не хватило..." (с)

Markuza: Кермит пишет: Ага - мне всегда было интересно на тематических экскурсиях в Третьяковке или типа того - слушать изыски экскурсоводов и ХХХ-ведов на тему "Что хотел сказать создатель данной вещи вот тем мазком(словом, эпизодом, героем, символом)?". Картины вообще прикол! Особенно когда какая-нибудь каляка-маляка авангардная, а все стоят с умными лицами и рассуждают о высоких материях, что нашли отражения в потёках сербурказявчетой краски в бур-малиновую крапинку. Интересно, а если он просто вот смотрел на муху и она ему понравилась, и он ее просто вот тупо влепил в картину- ну вот просто по-человечески? Вот именно! Жаль, что искусствоведы так часто забывают, что авторы тоже люди.

Markuza: Кермит пишет: Хехе, а вот еще прикол: И от меня Надпись на кольце: Иди прямо В Мордор. Не проходи через Гондор. Не получай 200 долларов. Да здравствует Нуменорская Средняя Школа!!! Класс 1087 года Погубите Средиземье. Прополоскайте. Повторите Всего лишь за 9.99 у.е. вы можете приобрести серьги в том же стиле Поздравляем! Вы выиграли бесплатную путевку в Мордор! Осторожно: горячее Инструкция: 1) вставьте палец. 2) Правьте миром. Саурон не отвечает за возможные потери пальцев в результате одевания Кольца

Markuza: Кермит пишет: Считал, что с рождением "железных монстров" потерялась "романтика войны" А как же. В средневековье как было: пошёл в поход, собрал друзей, обозы продовольствия.. на пол пути безвылазно завяз в грязи - чем не пикник. Какой-нибудь «умный» критик сказал бы тут: профессор думал так!



полная версия страницы