Форум » Объявления » Приглашаю поучаствовать в психологическом исследовании » Ответить

Приглашаю поучаствовать в психологическом исследовании

Роман Титов: Здравствуйте! Меня зовут Роман, кто-то может меня знать по форуму kuraev.ru (модерировал когда-то раздел «Культура и искусство»), по ЖЖ (pravoslav_ru). Я сейчас занимаюсь написанием диссертации по психологии религии в аспирантуре психологического факультета МГУ и лаборатории позитивной психологии ВШЭ. Как ученого меня интересует не то, во что люди верят, а как они верят, их мотивация. Очень похожие исследования проводятся, например, на школьниках или студентах, сотрудниках фирмы, спортсменах. Нужны испытуемые. Многие вопросы неприменимы к неверующим, поэтому приглашаю принять участие в исследовании православных людей. (Во-первых, других конфессий гораздо меньше, во-вторых, я сам православный. Пилотажный опрос был проведен в РПУ под эгидой о. Андрея Лоргуса.) Опрос проводится через интернет. Можно оставить ответ в теме, отправить личное сообщение через форум или написать мне на адрес , и я пришлю вашу личную ссылку на сайт. Как видите, без нее никому [url=www.psy-test.org]ничего не видно[/url], данные будут доступны только мне и коллегам, использоваться они будут только анонимно, в обобщенном виде в научных целях. После обработки данных я смогу вам рассказать о ваших результатах или в целом об исследовании. Если хотите, можете это указать в сообщении. Примеры пунктов: На религиозную тему: «я молюсь, потому что для меня это важно», «я хожу в церковь, потому что иначе мне было бы стыдно», «религия вносит в мою жизнь смысл», «На богослужении я с нетерпением жду, когда же оно закончится». На личностную тему: «жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной», «я люблю пофантазировать», «я чувствую себя живым и полным сил». Из-за такого содержания вопросов прошу отвечать «как есть», а не «как надо», «как хотелось бы». Это сможет помочь и вам самим познать себя. Спасибо!

Ответов - 4

Роман Титов: Спасибо поучаствовавшим! Начинаю обрабатывать данные, результаты пришлю. Прошу модератора удалить из исходного сообщения мой email.

Виктор Гость: Роман Титов пишет: Прошу модератора удалить из исходного сообщения мой email. e mail удалил. Может стоило удалить всю тему? кстати интересно было бы узнать результаты.

Роман Титов: Здравствуйте! Извините за долгое ожидание. Хотелось рассказать самый последний, самый лучший вариант результатов :). Привожу письмо, которое рассылаю испытуемым. Не участвовавшие могут тоже почитать про результаты. Далее вы найдете: про что вообще исследование, какие психологические показатели измерялись и что они значат, связи разных переменных, «типы» людей, выводы, ваш «тип» и значения разных показателей. Про что вообще исследование Исследование было посвящено разным видам мотивации религиозных действий и психологическому благополучию. Специфика подхода в том, что я не рассматривал само содержание веры, а только отношение к вере. Конкретные понятия были взяты из теории самодетерминации (http://psystudy.ru/index.php/component/content/article/37-n4-12/343-gordeeva12.html?directory=82). Это понятия автономной и контролируемой мотивации. ВАЖНО Автономия в этой теории – НЕ независимость и индивидуализм, а степень «присвоения» мотивации, ее включения в личность. Т.е. человек заглядывает внутрь себя и отвечает на вопрос: «А действительно ли я хочу делать то, что делаю? Соответствует ли это моему подлинному Я?» Кто-то будет действовать согласно своим ценностям, если подчинится семье или общине. В главном опроснике наверняка вы заметили систему. Я просил ответить, насколько для вас актуальны примерно следующие мотивы молитвы и посещения церкви. Вот они от самых автономных до самых контролируемых: «мне это интересно само по себе» (внутренняя мотивация, автономная по определению) «это часть моих убеждений» (полностью соответствует моей «сути», ценностям) «это для меня важно» (тоже личностно важно) / «я смогу собой гордиться» (есть внутреннее давление, мотивирующий «голос» идет изнутри, но это не мое подлинное я) «иначе мне было бы стыдно» (то же самое, но «кнут», а не «пряник») «так я заслужу похвалу» (тут мое поведение регулируется полностью извне) «иначе бы я разочаровал близких» (то же самое, но «кнут») Такие опросники применяются в области работы, учебы, лечения (снижения веса, бросания курить), политического поведения и т.д. Ну и религии :). Тут они особенно полезны, потому что все знают, насколько разными могут быть верующие. Что еще измерялось Другие показатели в исследовании: Поток в религии – это состояние полного включения в деятельность, поглощенности. Многим знакомо состояние, когда забываешь о времени, поглощен чем-то интересным (от игры до бухгалтерских вычислений :)). Его противоположность – скука, тягомотина. Важность религии – тут вы просто отвечали, насколько религия важна в вашей жизни. Субъективное счастье – эмоциональное отношение к своей жизни. Положительное или отрицательное. Удовлетворенность жизнью – то же самое, но не эмоция, а некая оценка того, что ты живешь как надо, как хотел бы. Или же «все не так», «я все бы изменил». Осмысленность жизни – чувство того, что в жизни есть цель, смысл, направленность на что-то. Противоположность – какой-то вакуум, бессмысленность, апатия. Витальность – чувство, что ты живой, активный, энергичный. Или же вялый, тоже апатичный. И три показателя рефлексии: Системная рефлексия – общая склонность задумываться о себе, других, о разных событиях, анализировать. Самокопание – это уже что-то плохое, навязчивое, непродуктивное. Склонность попусту переживать. Фантазия – тоже скорее непродуктивна. Склонность фантазировать, отвлекаться от происходящего и мечтать о чем-то другом или несуществующем. Результаты Полный анализ данных, с разными графиками и греческими буквами :), пришлю желающим. Были подвыборки православных посетителей форумов и православных студентов. Анализировать их вместе не удалось. Анализ выборки студентов есть здесь – http://lomonosov-msu.ru/uploaded/800/18292_3126.pdf (в т.ч. типы). Личные показатели каждого я высчитаю все равно. Вот основные выводы: - Опросники интернализации религиозности и потока в религии обладают хорошими психометрическими свойствами и могут использоваться в дальнейших исследованиях. - Автономная и контролируемая (хорошо и плохо «присвоенные» личностью) религиозность ортогональны (математически не связаны друг с другом) и в равной мере могут мотивировать религиозные действия. Но влияние их во многом противоположно. Автономная мотивация связана с большей «глубиной» религиозности и основными показателями психологического благополучия. Контролируемая – наоборот, с меньшей выраженностью потока в религиозных действиях, с чувством бессмысленности жизни и нездоровой рефлексией. Некоторые из этих связей тем сильнее, чем важнее религия для человека. - Анализ, ориентированный на людей, а не переменные подтвердил эти выводы и показал, что за одной и той же «степенью» религиозности может стоять качественно разная мотивация и связанные с ней психологические характеристики. Типы Я проанализировал не только как друг с другом связаны разные показатели, но и как они обычно встречаются у людей. Т.е. всех участников исследования поделил на несколько групп (кластеров), люди в которых довольно похожи друг на друга. Напоминаю, что все участники православные, так что показатели относительные. 1 кластер (38 человек) – часто ходят в церковь (раз в неделю, в 2-3 недели). Автономность мотивации не очень. Психологическое благополучие средне-низкое. 2 кластер (30 человек) – тоже часто ходят в церковь. Автономность мотивации лучшая, как и психологическое благополучие. 3 кластер (47 человек) – пореже ходят в церковь (раз в 2-3 недели, в месяц). Автономность мотивации не очень, примерно одинаково с 1 кластером. Психологическое благополучие среднее. 4 кластер (9 человек) – реже всех ходят в церковь (раз в месяц в среднем, здесь же все, кто реже). Хуже всего с автономностью мотивации и психологическим благополучием. Видимо, это те люди, которые ассоциируют себя с православием, но быть «активным верующим» не получается. Ваши результаты Я их выразил через вашу позицию среди других испытуемых в подруппе (интернетчики, студенты). 1 – у вас показатель самый низкий, 100 – самый высокий. 50 – у половины людей выше, чем у вас, у половины ниже. [пример одного испытуемого, с его согласия] Ваш кластер – 4 46 автономная мотивация 90 контролируемая мотивация 29 поток в религии 4 субъективное счастье 46 удовлетворенность жизнью 1 витальность 4 осмысленность жизни 63 системная рефлексия 84 самокопание 94 фантазия Спасибо вам еще раз за участие в исследовании! Надеюсь, это письмо в чем-то вам будет полезным.


Роман Титов: Попытка обобщить «по-простому» и дать рекомендации :) Нельзя сказать, что быть религиозным - (психологически) хорошо или плохо. А из-за чего хорошо или плохо? (Опять же, оставаясь в рамках психологии.) Я подтвердил один из вариантов - из-за мотивации религиозных действий. Когда человеком _реально_ движут в основном стыд, чувство вины и подобные явления, то он в "группе риска" психологического неблагополучия. Вот. Общие советы из этого в основном следуют для священников - как поддерживать хорошую мотивацию. (http://roman-elvin.livejournal.com/114354.html) Но многие, наверно, являются родителями, кто-то - начальниками. Советы для разных сфер во многом общие. Хорошо: - Объяснять смысл правил и запретов, их логику. - Признавать чувства других ("это скучно, но надо..." - уже полезно) - Подавать личный пример. - Поощрять размышления, критическое мышление (и вовсе не станут все еретиками / трудными подростками :)). - Предоставлять осмысленный выбор. Плохо: - Давить с помощью стыда, чувства вины. - Любить "с условиями" (ты себя плохо вел, я тебя не люблю) - Просто заставлять, ничего не объясняя. - Давать жесткие предписания. В каких условиях это хорошо и плохо. Естественно, если ребенок вот уже сует пальцы в розетку, сотрудник, ну, не знаю, вообще не работает, то объяснять что-то может быть поздно. Но общая "плохая" обстановка разрушит отношения, не достигнет своей цели. В случае работы это проявляется скорее в более творческих областях (быстрее собирать картошку под страхом увольнения можно заставить, а вот придумать красивый дизайн...). Например, исследовали, как родители запрещают или не запрещают детям с кем-то общаться. Оказалось, факт запрета ни на что не влияет, а влияет описанный выше стиль.



полная версия страницы