Форум » Вопросы православному священнику » Точное Изложение Православной Веры » Ответить

Точное Изложение Православной Веры

Александр С: Св. Иоанн Дамаскин. [quote] О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. [/quote] Видите, что говорит преподобный? Только то познание дал нам Бог о Себе через Писание, которое мы можем вместить и более того, что может вместить разум человеческий, не давал. Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина. [quote] О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. [/quote] Видите, опять предупреждает нас преподобный Иоанн, что только преданное нам святыми пророками, апостолами и евангелистами о Божестве мы можем принять к исповеданию нашему и не исповедовать того, что ими не преданно. Но когда утверждают некоторые по неразумию, что и слово о Божестве преданное святыми пророками, апостолами и евангелистами нам не следует исповедовать, ибо Божество непостижимо и не исповедимо, то следует им напомнить, что Божество постижимо, а так же исповедимо во всём, что предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. [quote] О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание. Итак, мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета [/quote] Видите, что говорит преподобный, что только то мы можем говорить о Боге и только о том мыслить, что открыто нам Самим Богом в Святом Писании Ветхого и Нового Завета. И если Новый Завет утверждает, что Господь сострадает нам в немощах наших, то кто тот, кто станет утверждать обратное Новому Завету? Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.6) [quote] О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть. Итак, что Бог есть, это очевидно. Но что есть Он по сущности и естеству, — это совершенно непостижимо и неведомо. Что Он бестелесен, это ясно. Ибо как может быть телом то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно? [/quote] Говоря о непостижимости Бога по сущности и естеству, пр. Иоанн всё – таки даёт нам некоторые Его характеристики. Что Он бестелесен, не имеет образа, ибо трудно изобразить хоть какой – то образ безначального и бесконечного. Невидим, но в то же время прост и несложен. [quote] А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству. Ибо назовем ли Бога благим, или праведным, или премудрым, или чем другим, выразим не естество Его, а только то, что относится к естеству. А иногда то, что утвердительно говорится о Боге, имеет силу преимущественного отрицания; так, например, говоря о Боге, мы употребляем слово мрак, разумея не мрак, а то, что не есть свет, но выше всякого света; или употребляем слово свет, разумея, что не есть мрак. [/quote] Бога в Его безначальности и бесконечности исповедать невозможно, но то, или ту часть Бога, которую Ему было благоугодно открыть нам о Себе, показывает не естество Бога, но только принадлежащее к Его естеству. [quote] О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума. Итак, этот единый и единственный Бог не без Слова. Если же Он имеет Слово, то должен иметь Слово не безипостасное, начавшее быть и имеющее престать. Ибо не было времени, когда Бог был без Слова. Напротив, Бог всегда имеет Слово Свое, Которое рождается от Него и Которое не таково, как наше слово — не ипостасное и в воздухе разливающееся, но есть ипостасное, живое, совершенное, не вне Его (Бога), но всегда в Нем пребывающее. Ибо где Ему быть вне Бога? [/quote] Итак, утверждает пр. Иоанн, Слово Божие было всегда у Бога и не было времени( в человеческом его понимании) когда бы Бог был без Слова Своего. [quote] Ибо как в Отце усматривается совершенство во всех отношениях, так видно то же и в рожденном от Него Слове.[/quote] Вроде бы имеется кажущееся не соответствие, когда преподобный говорит о том, что не было времени, когда бы Бог был без Слова Божьего, с другой стороны он говорит о том, что Слово рождается от Бога, то есть как бы имеет Своё начало. Но так, как не Святое Писание, ни Предание не противоречит Себе, то противоречие это кажущееся и по размышлению оно упраздниться. Итак, Слово Божье рождено, но всегда пребывало в Боге и не было времени, когда бы Слово в Боге не было. [quote] Говоря о Нем: прежде всех веков, — мы показываем, что Его рождение — безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцем и в Отце, из Которого родился вечно и безначально.[/quote] То есть Слово Божие прежде обретения плоти по – человечеству Своему было рождено у Бога вне материального, вещественного, тварного мира, рождено вечно и безначально, по безначалию Бога Отца. Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую?

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All

Мелехов: Александр С пишет: О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Иеромонах РОМАН Любая крайность - в пагубу дорога. Как много говорящих обо всём. ...Мне жаль людей, не ведающих Бога, И жаль людей, всезнающих о Нём. О, богослов! В запретной выси роясь, За мудрованье Царства не лишись. ...Кто после Правды продолжает поиск, Тот ищет лжи. 15 февраля 1994. Скит Ветрово

Александр С: Мелехов Вы лично как считаете, моё понимание учения преподобного И. Дамаскина, то есть учение Церкви, правильно ли я его понимаю и верно ли передаю?

Мелехов: Скажу ПРАВИЛЬНО - можете в прелесть впасть. Скажу НЕПРАВИЛЬНО - сам в прелести буду. Вы - богослов с соответствующим образованием? Если нет - не советую Вам заниматься всякаго рода толкованиями, а тем более выносить их на судъ человековъ. Такие умствования до добра не доводят. Истина исходит из сердца, после молитв усердных и жизни праведной, и тогда в ней уже не сомневаешься.


Александр С: Мелехов Скажу ПРАВИЛЬНО - можете в прелесть впасть. А разве Вы обладаете прозорливостью и точно можете знать, что будет с верующим по слову Вашему, а что с ним не будет? Скажу НЕПРАВИЛЬНО - сам в прелести буду. Отчего же? Вы - богослов с соответствующим образованием? Нет не богослов, но хочу знать веру свою и исповедовать её догматически правильно. Если нет - не советую Вам заниматься всякаго рода толкованиями, а тем более выносить их на судъ человековъ. А для кого же писал пр. Иоанн Точное Изложение Православной Веры, для кого написано Евангелие, если над ним не рассуждать. Худо было бы, если бы мы не рассуждали, и благо нам, что есть православные форумы, где нас могут поправить, если то иное учение святых отцов мы где – то поймём неправильно. Поэтому Ваши слова не принимаю, потому, что Вы призываете отказаться православному от учения Церкви, от догматики, точного её понимания, принятия и исповедания. Такие умствования до добра не доводят. Когда это догматическое учение стало служить Церкви, то есть Телу Христову во вред? А мы есть Тело Христово. Истина исходит из сердца, после молитв усердных и жизни праведной, и тогда в ней уже не сомневаешься. Истина это прежде всего это слово Божие, точно изложенное в учении Церкви, а из сердца может и после молитвы такое повылазить, что её никаким концом к Истине не привяжешь. Так что не сердце прежде, ибо оно может и обмануть, а точное исповедание учения Церкви, которое и будет править сердце блуждающее, которое с утра может Богу молиться, а к вечеру дьяволу и страстям его поклонится. Но это я говорил к Вам как к собеседнику, которого не знаю, и более дискутировать на тему, а нужно ли знать учение Церкви или не нужно не стану, ибо это даже не вопрос. Если конкретно можете сказать, в чём я заблуждаюсь, говоря об учении пр. Дамаскина, то укажите в чём, а если не можете найти заблуждения, то незачем нам с Вами в отвлечённом и упражняться.

Дмитрий Прянишников: Александр С пишет: Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую? Соглашусь с Мелеховым - ответить на Ваш вопрос коипитентно сможет только человек с богословским образованием(если не с Академическим).

Виктор Гость: Мелехов пишет: Любая крайность - в пагубу дорога. Как много говорящих обо всём. ...Мне жаль людей, не ведающих Бога, И жаль людей, всезнающих о Нём. О, богослов! В запретной выси роясь, За мудрованье Царства не лишись. ...Кто после Правды продолжает поиск, Тот ищет лжи. Хорошие стихи. Думаю Бог непостижим, но можно пытаться постигнуть то что можно (через Писание) А так лучше стихов и не скажешь...

Даника: Мелехов пишет: Скажу ПРАВИЛЬНО - можете в прелесть впасть. Скажу НЕПРАВИЛЬНО - сам в прелести буду. Вы - богослов с соответствующим образованием? Если нет - не советую Вам заниматься всякаго рода толкованиями, а тем более выносить их на судъ человековъ. Такие умствования до добра не доводят. Истина исходит из сердца, после молитв усердных и жизни праведной, и тогда в ней уже не сомневаешься. О! Вот здесь лучше Мелехова не скажешь... Браво, Григорий. Соглашусь.

Александр С: Дмитрий Прянишников Соглашусь с Мелеховым - ответить на Ваш вопрос коипитентно сможет только человек с богословским образованием(если не с Академическим). Означает ли это то, что Вы не можете отличить ересь от истины и ложь от правды? И как же в таком случае Вы будете говорить с сектантами и инославными, если не приняли догматического учения Церкви, не разобрались в нём, не понимаете его, не можете и исповедать? Странное отношение православного к учению Церкви, не находите?

Дмитрий Прянишников: Отличить ересь от правды "в лет" боюсь не в сидах человеческих - в свое время для этого собирались Вселенские Соборы, да и у них не всегда сразу получалось. Александр С пишет: И как же в таком случае Вы будете говорить с сектантами и инославными, если не приняли догматического учения Церкви, не разобрались в нём, не понимаете его, не можете и исповедать? Это что я не принял?!!!! А исповедовать очень просто - ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

Виктор Гость: Дмитрий Прянишников пишет: А исповедовать очень просто - ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! Во истину воскресе Христос! А ведь Вы правы.

Даника: Александр С пишет: Истина это прежде всего это слово Божие, точно изложенное в учении Церкви, а из сердца может и после молитвы такое повылазить, что её никаким концом к Истине не привяжешь. Так что не сердце прежде, ибо оно может и обмануть, а точное исповедание учения Церкви, которое и будет править сердце блуждающее, которое с утра может Богу молиться, а к вечеру дьяволу и страстям его поклонится. Дмитрий Прянишников пишет: Отличить ересь от правды "в лет" боюсь не в сидах человеческих - в свое время для этого собирались Вселенские Соборы, да и у них не всегда сразу получалось. Возможно, за разъяснением неплохо бы к батюшке обратиться. В раздел "Вопросы православному священнику". Сама постановка вопроса, Александр С, меня вот лично настораживает. И стиль речи какой-то витийственный у вас...

Markuza: Александр С Нет не богослов, но хочу знать веру свою и исповедовать её догматически правильно. Прекрасное начинание - только читайте пожалуйста для этого труды Святых Отцов! А не полагайтесь всецело исключительно на свой ум, да и на наш тоже. Я присоединяюсь ко всему выше сказанному – не богословы мы, чтобы своими скромными способностями пытаться постичь замысел Господень. Именно из таких вот своевольных суждений как раз и зарождаются расколы: один скажет - я так считаю, другой – а я так, и себе в подтверждение сотню доводов подыщет. Да только грехи и необразованность истину от нас заслоняют крепко, без светлого проводника в лице Святых не пробиться сразу к пониманию Бога.

Дмитрий Прянишников: Markuza пишет: Именно из таких вот своевольных суждений как раз и зарождаются расколы Ереси зарождаются... Соборно надо решать эти вопросы, с пособствованием Духа Святого.

Александр С: Markuza Прекрасное начинание - только читайте пожалуйста для этого труды Святых Отцов! А не полагайтесь всецело исключительно на свой ум, да и на наш тоже. Спасибо за доброе слово. Я же прошу только одного, разумеющего в догматическом учении Церкви сказать мне, правильно ли я понимаю и исповедую слово преподобного Иоанна Дамаскина, которое Церковь приняла, как учение Точное? Правильно или не правильно, всё остальное флуд и оффтоп.

Даника: Александр С пишет: Спасибо за доброе слово. Я же прошу только одного, разумеющего в догматическом учении Церкви сказать мне, правильно ли я понимаю и исповедую слово преподобного Иоанна Дамаскина, Еще минутку внимания... Думается (и форумчане меня, надеюсь, поддержат) - этот ОДИН должен быть в сане... тогда действительно будет компетентный ответ. Почему бы Вам не перейти в тему "Вопросы православному священнику"? Как раз для этого создана. А здесь действительно будут ф... и оф... как Вы правильно заметили. Причем взаимный, что грустно. А тему Markusa, как модератор, перенести поможет...

Александр С: Если считаете, что так будет лучше, то я не возражаю, можете перенести. Прошу так же убрать весь флуд и оффтоп из темы. А участников прошу пользоваться личными сообщениями, если желают пофлудить или поофтопить в серьёзной богословско - догматической теме.

Александр С: Св. И. Дамаскин О Духе Святом; доказательство из разума. В Божием естестве, простом и несложном, должно благочестно исповедывать бытие Духа Божия. Было бы нечестием думать, что в Боге Дух есть нечто отвне привходящее, ибо таким образом мы унизили бы до ничтожества величие Божественного естества, если бы о Духе, Который в Нем, имели такое же разумение, какое имеем о нашем духе; но почитаем Его силою, действительно существующею, созерцаемою в собственном ее и особенном личном бытии, исходящею от Отца, почивающею в Слове и Его проявляющею, которая поэтому не может отделяться ни от Бога, в Котором она есть, ни от Слова, которому сопутствует, и которая не так обнаруживается, чтобы исчезнуть, но, подобно Слову, существует лично, живет, имеет свободную волю, сама собою движется, деятельна, всегда хочет добра, во всяком изволении силою сопровождает хотение и не имеет ни начала, ни конца; ибо ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово — без Духа. Потому и исповедуем в Символе веры. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. И не исповедуем по - другому, как есть это в других верованиях, чуждых вере нашей. Ибо некоторые и вовсе не исповедуют Духа Святаго, как Личность, как Лицо Пресвятой Троицы, а некоторые ложно, по заблуждению исповедуют исхождение Духа Святаго от второго Лица Пресвятой Троицы Слова Божьего, что отвергли святые отцы наши в учении Церкви и мы последуя им отвергаемся всякой ереси. Св. И. Дамаскин Если иудей станет противоречить принятию Слова и Духа, то должно обличить его и заградить ему уста Божественным Писанием. Видите, чем заграждаются уста противящихся, отвергающих Слово и Дух Божий? Преподобный Иоанн говорит, что только Святым Писанием, а не своими эмоциями и домыслами. Св. Иоанн Дамаскин О Святой Троице. Итак, веруем во единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, нетленного, равно и бессмертного, вечного, бесконечного, неописуемого, беспредельного, всемогущего, простого, несложного, бестелесного, чуждого истечения, бесстрастного, неизменяемого и непременяемого, невидимого, — источника благости и правды (Веруем) во единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, Который один только не имеет причины и не рожден, Творца всего, но Отца, по естеству, одного Единородного Сына Его, Господа же и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и в изводителя Всесвятого Духа. . Отец по естеству, то есть по сущности Своей Бог нам Отец. Это очень важно для понимания, ибо Тот, Кто безначален и бесконечен, и в то же время прост и несложен, бессмертен и невидим – источник благости и правды Отец нам по естеству Своему, если только мы дети Его. А коли дети, то принимаем и естество Его, Его единое начало, то есть в Нём и через Него обретаем по усыновлению, через единое начало бессмертие, бесстрастие, бесконечное, безначальное, простое, не сложное – источника благости и правды. Обретаем, если только веруем в Того, Кто являясь Богом и Творцом всего сущего, безначальным и бесконечным по естеству Своему Отец нам. И во единого Сына Божия Единородного, Господа нашего, Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло. Говоря о Нем: прежде всех веков, — мы показываем, что Его рождение — безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцем и в Отце, из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Слово Божие, говорит пр. Иоанн всегда у Отца было и не было времени, когда бы Слова у Бога не было. Слово Божие начало всему, и не было ничего, что стало быть на небе в верху и на земле внизу по слову Апостола. Но явилось в конце времён и воплотилось от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечилось, то есть Слово Божие воплотившись, стало совершенным Богом и совершенным же человеком. Исповедующий так, исповедует совершенную во Иисусе Христе Сыне Божьем истину сошедшую с небес, а всякий отвергающий её или искажающий во имя своё, противостанет истине во Христе и не может её принять и не может её исповедать верно ни в слове, ни в деле. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцем, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцем, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцем, не будучи прежде Отцем, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцем, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т. е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству. И мы, если только являемся детьми Его, через воплощённое Слово Божие Иисуса Христа становимся подобны Его естеству, о котором говорилось выше. Правда, тварь произошла после, но не из существа Божия; а волею и силою Божиею приведена из небытия в бытие, и поэтому не произошло никакого изменения в естестве Божием. Ибо рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и есть совершенно неподобно по естеству. Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, непреложен и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, — будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, — Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Не прежде мы становимся по единому ествеству с Отцом нашим, как только после усыновления, через Таинство Церкви и твёрдую веру в Того, Кто крестной смертью спас нас от грехов наших, в Господа нашего и Бога нашего Иисуса Христа, закланного за нас прежде создания мира. Сошедшего с небес, что бы нас через обожение возвести на небеса, стать одним по естеству Отца. Говоря о бесстрасности Божества, которое не может подлежать страданию, надо понимать то, что никто из Его творения не может причинить Ему какую – либо боль, но воплотившееся Слово Божие берёт на Себя страдания по плоти добровольно, и пострадав за нас плотию Своей, быв распят и умерев плотью Своей воскрес в третий день по Писанию и ныне пребывая одесную Бога Отца имеет и сострадание к немощам нашим по слову Апостольскому Ибо, мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.6 То есть сострадание Божества добровольно, не принудительно, беспорочно при остающемся неизменном Божьем естестве. Сострадая нам и отдавая Себя нам в немощах наших у престола благодати Божьей, Господь оставаясь неизменным по Своему естеству, приводит нас к обожению, и мы принимая Его Тело и Кровь, становимся единым с Ним по Его естеству. Сострадание не порок и не страсть, но проявление Любви Бога Отца.

Виктор Гость:

Александр С: Виктор Гость пишет: Александр С пишет: цитата: Правильно или не правильно, всё остальное флуд и оффтоп. Не согласен. Только священник может сказать правильно Вы понимаете или нет. Мелехов уже про то ответил. Нехорошо офтопить но, в основном этим и занимаемся...Александр С пишет: цитата: Прошу так же убрать весь флуд и оффтоп из темы. Не думаю что это нужно, рассуждения это тоже не плохо. ОФФТОПП!

Likin: Александр С пишет: Если считаете, что так будет лучше, то я не возражаю, можете перенести. Прошу так же убрать весь флуд и оффтоп из темы. Похоже (как это мне сильно бросается в глаза), Вы тут собрались покрасоваться своей великоразумной понятливостью. А это уже даже не флуд, - это б... э-э, откровенный стриптиз. Иначе, действительно, при искреннем желании, получить глубокие ответы и познания, вопросы были-бы заданы по адресу, т.е. как минимум священнослужителям, и как максимум известным богословам. Александр С пишет: А участников прошу пользоваться личными сообщениями, если желают пофлудить или поофтопить в серьёзной богословско - догматической теме. Это Вы заявляете о себе и наводите порядок? В Вас безусловно чувствуются замашки, э-э... учителя, гуру, папы... но, это... простоты и смирения православного, че-то не видать совсем. Может с этого лучше начать? Или я ошибаюсь? Но тогда простой вопрос. К чему и зачем тут весь это высокозначимый выпендреж? По какой - теме, идее, смыслу? Вы хотите стать священником? Проповедником? Воспитателем местных неучей? Я это... кхе-кхе, диковат. мне и невдомек. А и тогда дайте пожалуйста подробное толкование на последнюю треть 50-го псалома. От ...- Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся... - и далее до конца. но только уж подробное... пож. да так и это... штоб уж верно было. а то как же иначе-то?.. авось и правда сюда светоч занесло.

Александр С: Likin Похоже (как это мне сильно бросается в глаза), Вы тут собрались покрасоваться своей великоразумной понятливостью. А это уже даже не флуд, - это б... э-э, откровенный стриптиз. Это Вы заявляете о себе и наводите порядок? В Вас безусловно чувствуются замашки, э-э... учителя, гуру, папы... но, это... простоты и смирения православного, че-то не видать совсем. Может с этого лучше начать? Или я ошибаюсь? Но тогда простой вопрос. К чему и зачем тут весь это высокозначимый выпендреж? По какой - теме, идее, смыслу? Вы хотите стать священником? Проповедником? Воспитателем местных неучей? Я это... кхе-кхе, диковат. мне и невдомек. Хамский и оскорбительный тон – оффтоп! А и тогда дайте пожалуйста подробное толкование на последнюю треть 50-го псалома. От ...- Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся... - и далее до конца. но только уж подробное... пож. да так и это... штоб уж верно было. а то как же иначе-то?.. В том же хамском и оскорбительном тоне – ФЛУД!

Likin: Как Вы живете-то, бедный? "Не жизнь, а именины сердца."

Александр С: Likin Как Вы живете-то, бедный? "Не жизнь, а именины сердца." ФЛУД!

Даника: Likin - Александр С. - Вы наш новый модератор? На время отсутствия Стрелка? (Поясняю - красным шрифтом позволено пользоваться ТОЛЬКО модератору и админам.) Если нет - ведите себя скромнее, уж пожалуйста. Это православный форум, позвольте напомнить. И Вы здесь равны с прочими форумчанами. А мы себе замечаний красным шрифтом в адрес друг друга не позволяем. И еще, пожалуйста - не навешивайте уважаемым форумчанам иностранных ярлыков. Пишите ПО-РУССКИ. Последнее. Решать, что на данном форуме "флуд", а что "оффтоп" - ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО модераторам и админам ДАННОГО сайта. Не берите на себя ЧУЖИЕ полномочия. Все вышесказанное - только рекомендации...пока . Надеюсь на понимание. Совесть форума.

Александр С: Даника Александр С. - Вы наш новый модератор? На время отсутствия Стрелка? (Поясняю - красным шрифтом позволено пользоваться ТОЛЬКО модератору и админам.) Если нет - ведите себя скромнее, уж пожалуйста. Это православный форум, позвольте напомнить. И Вы здесь равны с прочими форумчанами. А мы себе замечаний красным шрифтом в адрес друг друга не позволяем. И еще, пожалуйста - не навешивайте уважаемым форумчанам иностранных ярлыков. Пишите ПО-РУССКИ. Последнее. Решать, что на данном форуме "флуд", а что "оффтоп" - ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО модераторам и админам ДАННОГО сайта. Не берите на себя ЧУЖИЕ полномочия. Все вышесказанное - только рекомендации...пока . Надеюсь на понимание. Совесть форума. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ - ОФФТОП!

Даника: Так-с... Спасибо, что цвет чернил поменяли...Правда, спасибо. Все остальное плод Вашего воображения. Бывает. Это возрастное. Никогда не позволю себе спорить с пожилым собеседником. Всего доброго.

Александр С: Даника Так-с... Спасибо, что цвет чернил поменяли...Правда, спасибо. Все остальное плод Вашего воображения. Бывает. Это возрастное. Никогда не позволю себе спорить с пожилым собеседником. Всего доброго. ПОВТОРНОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ – ОФФТОП !

KL: Александр С пишет: ПОВТОРНОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ – ОФФТОП ! А вы, извините, на каком основании замечание участнику форума делаете?

Александр С: KL А вы, извините, на каком основании замечание участнику форума делаете? И хотя это не по теме и вы могли бы задать этот вопрос через личку, но уступаю Вам, как модератору, отвечая по существу совершенно не по теме. На том основании делаю замечание, что нарушение идёт в авторской теме, и если админ и модератор не успевают просматривать все темы, то кому же и делать замечание за оффтоп и флуд в теме, как не автору темы?

KL: Александр С пишет: кому же и делать замечание за оффтоп и флуд в теме, как не автору темы? Я понял вашу точку зрения... Вы, вероятно, с кураевского форума? Дело в том, что на форумах borda.ru у автора темы нет ни права ни обязанности модерировать свою тему...

Александр С: KL Я понял вашу точку зрения... Вы, вероятно, с кураевского форума? Дело в том, что на форумах borda.ru у автора темы нет ни права ни обязанности модерировать свою тему... Разве замечание за флуд или оффтоп это модерация? И если автору и этого нельзя, то что он должен делать обнаруживая в своей теме оффтоп, флуд, флейм, оверквотинг, хамский и оскорбительный тон, ёрничество?

Даника: Александр С пишет: Разве замечание за флуд или оффтоп это модерация? И если автору и этого нельзя, то что он должен делать обнаруживая в своей теме оффтоп, флуд, флейм, оверквотинг, хамский и оскорбительный тон, ёрничество? (тихим голосом)...Сидеть в гордом одиночестве в своей теме.

Александр С: Даника (тихим голосом)...Сидеть в гордом одиночестве в своей теме. Я прошу Вас не заниматься в моих темах флудом!

KL: Александр С пишет: Я прошу Вас не заниматься в моих темах флудом! Кстати, на нашем форуме не запрещается заниматься флудом и оффтопить. Что запрещается - смотрите правила форума.

Markuza: KL пишет: Кстати, на нашем форуме не запрещается заниматься флудом и оффтопить. Вот именно! Александр С Мы тут знаете ли общаемся и каждый имеет право высказаться. Если вы создали тему и не желаете слушать мнения других участников о ней, то не понятно зачем было вообще всё это начинать. А мнения бывают разными - не всегда для автора положительными – что даёт кстати дополнительную возможность показать своё христианское смирение.

Likin: Александр С пишет: ...обнаруживая в своей теме оффтоп, флуд, флейм, оверквотинг, хамский и оскорбительный тон, ёрничество? Это Ваша точка зрения, мнение и набор... всего навсего. А вот моя точка зрения, всего навсего, к примеру, - что Вы, ничтоже сумляшеся, используете святые имена и тексты, для самого беспардонного себявыпячивания, в разных местах, и тут в том числе. Что весьма очевидно и очень прозрачно, как бы Вы себе не казались умнее других. И крайне недопустимо, и граничит с богохульством. И если Вы даже этого не в состоянии понять (и даже по подсказке), продолжая пыжиться и прятаться за манерные слова и правила... то возможно Вам следует поискать себе место, по своему главному намерению и желанию, если, конечно они все Вам известны... или, по православному обычаю, скромно прислушаться к тем, к кому в дом пришли, не разбрасывая там своих понтов и собственных устрановок.

Александр С: KL Кстати, на нашем форуме не запрещается заниматься флудом и оффтопить. Очень интересно, и что, если не запрещено, то можно изгаляться? И кроме того, я разве не имею права, как автор темы попросить участника темы не флудить и не оффтопить в моих темах, даже если это и разрешено правилами? Markuza Вот именно! Мы тут знаете ли общаемся и каждый имеет право высказаться. Тогда объясните мне, почему некоторые высказываются в хамском и оскорбительном тоне? Это тоже разрешено на этом форуме? Если вы создали тему и не желаете слушать мнения других участников о ней, то не понятно зачем было вообще всё это начинать. Я очень желаю выслушать мнение по самой теме, а не о том, каков я и что мне надо, а что не надо делать. А мнения бывают разными - не всегда для автора положительными – что даёт кстати дополнительную возможность показать своё христианское смирение. Мнения могут и будут разными, только хамский тон в мнениях не допустим или на этом форуме допустим? Кстати я хотел бы знать, за что мне сделано два замечания?

Александр С: Likin А вот моя точка зрения, всего навсего, к примеру, - что Вы, ничтоже сумляшеся, используете святые имена и тексты, для самого беспардонного себявыпячивания, в разных местах, и тут в том числе. Что весьма очевидно и очень прозрачно, как бы Вы себе не казались умнее других. И крайне недопустимо, и граничит с богохульством. И если Вы даже этого не в состоянии понять (и даже по подсказке), продолжая пыжиться и прятаться за манерные слова и правила... то возможно Вам следует поискать себе место, по своему главному намерению и желанию, если, конечно они все Вам известны... или, по православному обычаю, скромно прислушаться к тем, к кому в дом пришли, не разбрасывая там своих понтов и собственных устрановок. Возможно Вы не расслышали моего вопроса в теме, такое бывает, так вот лично для Вас повторюсь. Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую? Если исповедую ложно, то и скажите в чём ложно, если исповедую по – истине, так и скажите, что не видите никакого заблуждения, а вот устраивать надо мной личное судилище, никто Вам права такого не давал.

Даника: Братцы и сестрицы... давайте все успокоимся пока. Раздел-то какой? ВОПРОСЫ ПРАВОСЛАВНОМУ СВЯЩЕННИКУ.Вот и подождем, когда в тему батюшка заглянет. И ответит компетентно г-ну Александру С. на его вопросы. Не будем "в прелесть впадать". как один из участников верно сказал. Likin, а ведь сердцем веруете...хорошо, по-моему. За это и А горячность...это от того самого сердца и от молодости...

KL: Александр С пишет: Я очень желаю выслушать мнение по самой теме, а не о том, каков я и что мне надо, а что не надо делать. Тем не менее, вы пытаетесь объяснить прочим форумчанам, что им надо и что им не надо делать. Как говориться, не говорите людям, что им надо делать, и они вам не скажут, куда вам идти... Александр С пишет: только хамский тон в мнениях не допустим Как насчет бревнышка? Александр С пишет: И кроме того, я разве не имею права, как автор темы попросить участника темы не флудить и не оффтопить в моих темах Попросить можете...

KL: Даника пишет: Вот и подождем, когда в тему батюшка заглянет. Давайте... Только долго ждать придется...

Александр С: KL Попросить можете... Спасибо. Я прошу всех участников этой темы перестать заниматься оффтопом и флудом в этой теме. Раздел этот называется вопросы священнику. И на сколько я понял, администратор Markuza именно по той самой причине перенесла эту тему в вопросы священнику, что бы хорошую догматическую тему не превращали в свалку всякого флуда, оффтопа и перехода на судилище личности автора темы. Разве кроме разрешённого на форуме оффтопа и флуда разрешается не подчиняться и администрации?

Даника: Александр С пишет: . Разве кроме разрешённого на форуме оффтопа и флуда разрешается не подчиняться и администрации? KL пишет: Тем не менее, вы пытаетесь объяснить прочим форумчанам, что им надо и что им не надо делать. Как говориться, не говорите людям, что им надо делать, и они вам не скажут, куда вам идти... Поясняю для "новеньких". И для тех, кто "в танке". Участник KL - как раз представитель администрации. Модератор.

Дмитрий Прянишников: Александр С пишет: оффтоп, флуд, флейм, оверквотинг, хамский и оскорбительный тон, ёрничество ....прошу прощения за все вышеперечисленное, но уважаемый аФФтор темы совращение малолетних в СВОЕЙ теме не обнаружил? Или пока?

Даника: Александр С пишет: Спасибо. Я прошу всех участников этой темы перестать заниматься оффтопом и флудом в этой теме. А Вам не кажется, что Вы НЕ УМЕЕТЕ ПРОСИТЬ? Именно просить, а не требовать... Просите - и дастся вам... А тон Ваш на данном форуме абсолютно неуместен и не принят. Это я объясняю, почему вполне корректные выражения участников КАЖУТСЯ Вам ф...и офф... Все, чего Вы сможете добиться, реагируя таким образом, как Вы реагируете - Вам вообще не будут отвечать. Тут разные люди приходят к нам на форум. И те, кто не умеет смирить свою гордыньку, остаются, повторяю, в гордом одиночестве. ========================== Ребята, повторюсь...тема для богословов...и провокационный подход автора, честно говоря, к ней... Новообращенным вступать в полемику не стоит...пусть "корифеи" слово скажут, ЕСЛИ СОЧТУТ НУЖНЫМ... ================== Вот еще что. Совсем другие темы "затихли". Это наглядно. Все внимание - дорогому Александру... да-ааа... Пойдемте, правда, а? пусть сам с собой господин сей беседует, как на других форумах. И Батюшку терпеливо ждет...

Александр С: Даника Поясняю для "новеньких". И для тех, кто "в танке". Участник KL - как раз представитель администрации. Модератор. Тогда почему допускаются в разделе ``вопросы священнику`` ответы тех, кто священником не является? Разве это разрешено правилами форума? Дмитрий Прянишников ...прошу прощения за все вышеперечисленное, но уважаемый аФФтор темы совращение малолетних в СВОЕЙ теме не обнаружил? Или пока? Вы разве священник, что бы Вам писать в этом разделе?

Даника: Дмитрий Прянишников Ну говорю ж - пойдемте отсюда... пусть ждет ответа...САМОГО ГЛАВНОГО АДМИНИСТРАТОРА. С нами, мелочью... Пойдемте. А вот праздник Славянской письменности - а? Кто вспомнил? Эх, господа провокаторы...

Александр С: Даника А Вам не кажется, что Вы НЕ УМЕЕТЕ ПРОСИТЬ? Именно просить, а не требовать... Просите - и дастся вам... А тон Ваш на данном форуме абсолютно неуместен и не принят. Это я объясняю, почему вполне корректные выражения участников КАЖУТСЯ Вам ф...и офф... Все, чего Вы сможете добиться, реагируя таким образом, как Вы реагируете - Вам вообще не будут отвечать. Тут разные люди приходят к нам на форум. И те, кто не умеет смирить свою гордыньку, остаются, повторяю, в гордом одиночестве. ========================== Ребята, повторюсь...тема для богословов...и провокационный подход автора, честно говоря, к ней... Новообращенным вступать в полемику не стоит...пусть "корифеи" слово скажут, если сочтут нужным... Вы не священник и Вам запрещено отвечать в этой теме, уж как – нибудь держитесь правил. А разнузданность и вседозволенность это порок - грех.

Дмитрий Прянишников: Даника пишет: Дмитрий Прянишников Ну говорю ж - пойдемте отсюда...

Markuza:

Likin: Александр С пишет: Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую? Если исповедую ложно, то и скажите в чём ложно, если исповедую по – истине, так и скажите, что не видите никакого заблуждения, а вот устраивать надо мной личное судилище, никто Вам права такого не давал. Заметте: - "Прошу участников форума...", не знатоков и священников, - а участников форума... И никто Вам не угодил. И отвечали Вам, по мере убывания терпения, глядя на Ваш задранный нос, опасаясь за Ваше общее здравие. ... И это, Александр С, не судилище, а так, выпрошенные щелчки ласковые. Судилище впереди. И не дай Господи, донести до этого времени, хоть толику лукавой спеси...

Даника: Александр С пишет: разнузданность и вседозволенность это порок - грех. Простим же новичку его хамство... ибо не ведает что творит. Ребят, пойдемте Кирилла и Мефодия праздновать! Уже и Патриарх нас поздравил...а мы все как неродные...

Markuza: Александр С пишет: Тогда объясните мне, почему некоторые высказываются в хамском и оскорбительном тоне? Ничего подобного. Было высказано исключительно ощущение, вызванное вашей несколько самоуверенной манерой спрашивать, не более. Ещё раз повторяю, каждый имеет право на своё мнение. За сим предлагаю осуждение сего вопроса закрыть. И больше к нему не возвращаться. Теперь когда тема в соответствующем разделе, пусть автор и в самом деле подождёт батюшку, который бы мог ответить ему. Все остальные сообщения будем удалять. И Александра С тоже, потому что прошу заметить автор нафлудил не меньше. Точно так же можно было послать ЛС администратору с просьбой об очистке темы, а не «затыкать рот» форумчанам.

Александр С: Я наверное что – то не понимаю в этом форуме, но объясните ради Христа, здесь дозволяется всё и всем, нет никаких правил и установок? А если это так, то для чего админ и модератор, коли всё дозволенно? И ведут ли себя участники этой темы так же и в других форумах, как ведут себя здесь или в других форумах они иные? На форуме http://sergiy.borda.ru/?1-1-0-00000038-000-0-0-1179865927 у меня открыта точно такая же тема, ибо мне не безынтересно мнение админа и устроителя форума Сергея, и что – то не наблюдается в теме ни флуда, ни оффтопа, хотя некоторые из здешних участников являются участниками и форума Сергея. А в связи с этим и вопрос, что за метаморфозы такие, можете объяснить?

Markuza: Александр С У вас эта тема открыта не только на том форуме, но и ещё на парочке, где вам уже и отвечали кстати. И тогда возникает вопрос, а зачем одно и тоже спрашивать у десятков человек. Или вы не доверяете никому, тогда зачем спрашивать вообще?

Кермит: Александр С пишет: Вы не священник и Вам запрещено отвечать в этой теме, уж как – нибудь держитесь правил. А разнузданность и вседозволенность это порок - грех. Вы меня конечно извините, но Ваш тон совершенно неприемлем. Вы совершенно походя обидели вполне хороших и приятных людей. Причем безо всякого какого-либо повода. Вы агрессивны. Что в общем-то у нас не приветствуется. Вам не указывают, Вас просто просят - не буяньте.

Даника: "Что такое гордыня " автор: Священник Александр Ельчанинов Часть 1 - отличительные свойства гордыни Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец. Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл». Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками. Усилившееся тщеславие рождает гордость. Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»). Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее? Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!» Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости. В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя. В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни. Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта. Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью. В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни. Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия. Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места. Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели. Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...». Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте. Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше. Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше - добрые дела или молитва. Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается. На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога). Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси. Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели. Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства. Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного. Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни. Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество». Гордый терпит поражение на всех фронтах: Психологически - тоска, мрак, бесплодие. Морально - одиночество, иссякание любви, злоба. Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь. С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни. В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание, по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя». Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного. И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти. Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, - слава. Как распознать в себе гордость? На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко». Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься». И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет». ================================= Вот, напоследок. Открываю СЕГОДНЯ "Православие и мир" и там сия статья. "Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»)." ИБО ЛЮДИ СПАСТИ ТАКОГО НЕ МОГУТ... Мне грустно за Вас, Александр С. мы здесь только помолиться можем о Вас, чтобы Господь излечил вас от болезни духовной - гордости... Уважаемые модераторы! Пожалуйста, не удаляйте это сообщение...хоть и кажется "не в темным" оно... Уж очень кстати...именно сегодня эта статья на сайте "Прав.мира" Господь всё видит - а?

Александр С: Markuza Александр С У вас эта тема открыта не только на том форуме, но и ещё на парочке, где вам уже и отвечали кстати. И тогда возникает вопрос, а зачем одно и тоже спрашивать у десятков человек. Или вы не доверяете никому, тогда зачем спрашивать вообще? Объясняю. Мне интересно мнение тех людей, православных христиан, с которыми я уже познакомился и веду диалоги не один, и не два года на различных православных форумах. А так, как сами они в других форумах не участвуют, то поэтому я и открываю одну и ту же тему в нескольких форумах, да и соборное размышление над темой, а не над автором темы подвигает нас к точному понимаю учения Церкви, а значит и правильному её исповеданию, хоть у себя дома, хоть на форуме, хоть среди сектантов и инославных. Вот и вся цель этих тем и никаких других целей они не преследуют. А то, что обо мне некоторые надумывают и клевещут, так Бог им Судья, а я свободен от их судилища неправого. Кермит Вы меня конечно извините, но Ваш тон совершенно неприемлем. Вы совершенно походя обидели вполне хороших и приятных людей. Причем безо всякого какого-либо повода. Вы агрессивны. Что в общем-то у нас не приветствуется. Вам не указывают, Вас просто просят - не буяньте. Мой тон совершенно спокоен и уравновешен, а просить не значить клянчить.

Likin: Ну что ж, давайте поразмышляем. 1 - Александр С пишет: Объясняю. Мне интересно мнение тех людей, православных христиан, с которыми я уже познакомился и веду диалоги не один, и не два года на различных православных форумах. А так, как сами они в других форумах не участвуют, то поэтому я и открываю одну и ту же тему в нескольких форумах Вы не назвали ни одного имени, от кого хотели-бы получить мнение, и не обозначили даже предпочтение в этом, и не предварили никаким вопросом, но обратились просто к местным форумчанам. ??? Размышляю. что это за нестыковочка? или горделивое лукавство, или человек сам еще не знает чего хочет, и чего захочет в следующую минуту, и просто пудрит всем мозги в оправданиях, и себе в том числе. Еще варианты? 2 - Александр С пишет: да и соборное размышление над темой, а не над автором темы подвигает нас к точному понимаю учения Церкви, а значит и правильному её исповеданию, хоть у себя дома, хоть на форуме, хоть среди сектантов и инославных Вот и вся цель этих тем и никаких других целей они не преследуют Размышляю дальше, с вопроса - Может не скроете? Вы по вероисповеданию кто? Тогда многое прояснится. И для священников в том числе. Потому что ни одному здравомыслящему православному человеку, не придет в голову искать толкования святых отцов - у сектантов и инославных (в широком смысле, да?). Да, пожалуй, про такое и католик не подумает. Скажите, и на какой же ответ Вы тут расчитываете, при такой постановке? Если для Вас все равно на кухне пасьянс раскладывать из полученных бесконечно-разношерстных ответов, от еговистов до буддистов... (и своим гением укладывать в линию жизни). Забавляетесь да? Цель-то личная, самая насущная, для себя-грешного, какая, именно в этом? Если не секрет. или Вы не грешны? 3 - Александр С пишет: А то, что обо мне некоторые надумывают и клевещут, так Бог им Судья, а я свободен от их судилища неправого. вот видите, Вы совершенно самодостаточны и свободны. чего ж обижаться? тем более, что обинение в клевете, тоже - обвинение в клевете. тут лишь - мнения. разные. ничего злого, чесслово. но, мне кажется, Вам бы с собой, со своими живыми намерениями и компасом, разобраться сначала, чем в заумные выси крылья ладить. неровен час, соломки не окажется...

Александр С: Св. Иоанн Дамаскин. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. Видите, что говорит преподобный? Только то познание дал нам Бог о Себе через Писание, которое мы можем вместить и более того, что может вместить разум человеческий, не давал. Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина.

Кермит: Александр С пишет: А то, что обо мне некоторые надумывают и клевещут, так Бог им Судья, а я свободен от их судилища неправого. Подобные заявления вообще-то попахивают даже не просто гордыней, а неким самолюбованием.

Мелехов: Александр С. в самом деле, кто Вы по вероисповеданию?

Кермит: Александр С пишет: Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина. А вообще на эту тему разве кто-то сильно спорит? Не лОмитесь ли Вы в открытую дверь? Говорить можно только о том - правильно ли некоторые из нас понимают Первоисточники. А то человек он грешен и в общем как правило - не гений.

Александр С: Св. Иоанн Дамаскин. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. Видите, что говорит преподобный? Только то познание дал нам Бог о Себе через Писание, которое мы можем вместить и более того, что может вместить разум человеческий, не давал. Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина. Св. Иоанн Дамаскин. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Видите, опять предупреждает нас преподобный Иоанн, что только преданное нам святыми пророками, апостолами и евангелистами о Божестве мы можем принять к исповеданию нашему и не исповедовать того, что ими не преданно. Но когда утверждают некоторые по неразумию, что и слово о Божестве преданное святыми пророками, апостолами и евангелистами нам не следует исповедовать, ибо Божество непостижимо и не исповедимо, то следует им напомнить, что Божество постижимо, а так же исповедимо во всём, что предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и верно ли исповедую, передаю?

Likin: Застрял, человек. Ну ничего. Через недельку похудеет и пролезет.

Дмитрий Прянишников: Как понял, он ДВА ГОДА с этим по форумам кочует...

Likin: Думаю, тут важно ничего другого не есть больше. и на месте маленько попыхтеть. авось проскочит, утрясется, усвоится и подналадится.

Markuza: Ай-ай-ай ну как вам не стыдно...

Даника:

Кермит: Дмитрий Прянишников пишет: Как понял, он ДВА ГОДА с этим по форумам кочует... Что - с одним и тем же? С вопросом о постижимости Бога? ===== то следует им напомнить, что Божество постижимо, =====

Мелехов: Кермит пишет: то следует им напомнить, что Божество постижимо, Что это за "Божество"? Не тот ли Господь Триединый, в котораго мы верим? Кем, когда и как? Уж не Вы ли Его постигли? Если так, то давайте скинемся на икону с Вашего святаго лика. Высылайте фото, сер!

Кермит: Мелехов пишет: Что это за "Божество"? Не тот ли Господь Триединый, в котораго мы верим? Кем, когда и как? Уж не Вы ли Его постигли? Если так, то давайте скинемся на икону с Вашего святаго лика. Надо не ехидничать, а читать внимательно. Если бы читали, то увидели бы, что это ЦИТАТА. Взятая из поста Александра С. Эх, Мелехов, Мелехов...

Мелехов: Кермит пишет: Эх, Мелехов, Мелехов... Надеюсь, написано с любовью и молитвой о заблудшемъ брате во Христе. Спасибо Вам, Кермит, за Ваши молитвы обо мне, грешномъ. Думаю, что у Александра С. ничего общаго с христианством (каковым можно считать исключительно веру православную) - нет. Пытаться понять Господа умомъ человеческимъ - занятие неблагодарное и заведомо обреченнае на поражение от бесовъ.

Кермит: Мелехов пишет: Надеюсь, написано с любовью и молитвой о заблудшемъ брате во Христе. А как же иначе? Конечно...



полная версия страницы