Форум » Вопросы православному священнику » Точное Изложение Православной Веры » Ответить

Точное Изложение Православной Веры

Александр С: Св. Иоанн Дамаскин. [quote] О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. [/quote] Видите, что говорит преподобный? Только то познание дал нам Бог о Себе через Писание, которое мы можем вместить и более того, что может вместить разум человеческий, не давал. Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина. [quote] О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. [/quote] Видите, опять предупреждает нас преподобный Иоанн, что только преданное нам святыми пророками, апостолами и евангелистами о Божестве мы можем принять к исповеданию нашему и не исповедовать того, что ими не преданно. Но когда утверждают некоторые по неразумию, что и слово о Божестве преданное святыми пророками, апостолами и евангелистами нам не следует исповедовать, ибо Божество непостижимо и не исповедимо, то следует им напомнить, что Божество постижимо, а так же исповедимо во всём, что предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. [quote] О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание. Итак, мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета [/quote] Видите, что говорит преподобный, что только то мы можем говорить о Боге и только о том мыслить, что открыто нам Самим Богом в Святом Писании Ветхого и Нового Завета. И если Новый Завет утверждает, что Господь сострадает нам в немощах наших, то кто тот, кто станет утверждать обратное Новому Завету? Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.6) [quote] О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть. Итак, что Бог есть, это очевидно. Но что есть Он по сущности и естеству, — это совершенно непостижимо и неведомо. Что Он бестелесен, это ясно. Ибо как может быть телом то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно? [/quote] Говоря о непостижимости Бога по сущности и естеству, пр. Иоанн всё – таки даёт нам некоторые Его характеристики. Что Он бестелесен, не имеет образа, ибо трудно изобразить хоть какой – то образ безначального и бесконечного. Невидим, но в то же время прост и несложен. [quote] А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству. Ибо назовем ли Бога благим, или праведным, или премудрым, или чем другим, выразим не естество Его, а только то, что относится к естеству. А иногда то, что утвердительно говорится о Боге, имеет силу преимущественного отрицания; так, например, говоря о Боге, мы употребляем слово мрак, разумея не мрак, а то, что не есть свет, но выше всякого света; или употребляем слово свет, разумея, что не есть мрак. [/quote] Бога в Его безначальности и бесконечности исповедать невозможно, но то, или ту часть Бога, которую Ему было благоугодно открыть нам о Себе, показывает не естество Бога, но только принадлежащее к Его естеству. [quote] О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума. Итак, этот единый и единственный Бог не без Слова. Если же Он имеет Слово, то должен иметь Слово не безипостасное, начавшее быть и имеющее престать. Ибо не было времени, когда Бог был без Слова. Напротив, Бог всегда имеет Слово Свое, Которое рождается от Него и Которое не таково, как наше слово — не ипостасное и в воздухе разливающееся, но есть ипостасное, живое, совершенное, не вне Его (Бога), но всегда в Нем пребывающее. Ибо где Ему быть вне Бога? [/quote] Итак, утверждает пр. Иоанн, Слово Божие было всегда у Бога и не было времени( в человеческом его понимании) когда бы Бог был без Слова Своего. [quote] Ибо как в Отце усматривается совершенство во всех отношениях, так видно то же и в рожденном от Него Слове.[/quote] Вроде бы имеется кажущееся не соответствие, когда преподобный говорит о том, что не было времени, когда бы Бог был без Слова Божьего, с другой стороны он говорит о том, что Слово рождается от Бога, то есть как бы имеет Своё начало. Но так, как не Святое Писание, ни Предание не противоречит Себе, то противоречие это кажущееся и по размышлению оно упраздниться. Итак, Слово Божье рождено, но всегда пребывало в Боге и не было времени, когда бы Слово в Боге не было. [quote] Говоря о Нем: прежде всех веков, — мы показываем, что Его рождение — безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцем и в Отце, из Которого родился вечно и безначально.[/quote] То есть Слово Божие прежде обретения плоти по – человечеству Своему было рождено у Бога вне материального, вещественного, тварного мира, рождено вечно и безначально, по безначалию Бога Отца. Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую?

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All



полная версия страницы